Отметим сразу – ни в коем случае не собираемся критиковать и осуждать (и тем более поучать) Илона Маска, а точнее его Tesl-у. Ведь каждый автомобиль, как и любой товар, должен соответствовать определенным задачам и удовлетворять своего потребителя. И в этом отношении Tesla рассчитана на конкретного покупателя и, надо признать, удовлетворяет потребности этого конкретного покупателя на 99%. Но после первых (да, очень ярких) впечатлений владелец автомобиля Tesla Model X обнаруживает, что в оставшийся 1% попали удобства и комфорт задних пассажиров. Этим Маск пожертвовал ради унифицированного 5-6-7-ми местного салона. Теоретически вроде правильно, но на практике любой «небедный» владелец автомобиля (а Tesla по цене предполагает наличие средств у покупателя) со временем задумывается о том, чтобы посадить за руль водителя, а самому комфортно расположиться сзади.
Заканчиваем вступление и переходим к конкретной проблеме. К нам заехала 6-ти местная Tesla Model X. Задний ряд сидений сняли, получив 4-хместный салон. Но отсутствие подлокотников на задних сидениях и достаточно широкое пустое пространство между ними создавало впечатление, что «на повороте вот-вот упадешь в салон между сидений» (слова владельца).
Опуская подробности поиска вариантов решения этой проблемы, резюмируем, что остановились на изготовлении и установке центральной консоли между штатными задними сидениями и «облагораживании» багажника. Багажник после снятия сидений из-за отсутствия элементарной перегородки между салоном и багажником и простой полки сверху не соответствовал не только классу автомобиля, но и просто понятию автомобильного багажника.
Ну и понимая, что мы уже «затянули» вступление, рекомендуем посмотреть видео результата нашей работы в конце статьи.
А уже для тех, кто понимает, насколько сложно было спроектировать, изготовить и установить все эти элементы и обеспечить при этом качество, не уступающее заводскому, попытаемся коротко описать нюансы.
В процессе решения (точнее уже на этапе дизайн-проектирования) задача существенно усложнилась требованием Заказчика : все это нужно сделать в стиле и дизайне Tesl-ы с качеством и исполнением, не отличающимся от заводского. То есть об общепринятом использовании готовых элементов декора с подгонкой их по месту не могло быть и речи. Да и сам автомобиль (Tesla) обязывал к использованию самых современных технологий. Так и возникла идея с 3D-принтером.
Раньше мы печатали на 3D-принтере только небольшие элементы (фурнитура, крепежи и т.д.), Сейчас же были отпечатаны достаточно большие элементы салона – корпус консоли, подлокотники задней консоли, верхняя окантовка задней спинки, подлокотники на картах дверей (чуть позже мы объясним их необходимость). Вроде немного элементов, но в сочетании с продуманной конструкцией консоли и перегородки они создают вид заводского салона, спроектированного и изготовленного в соответствии с общим дизайном Tesl-ы.
Кстати, 3D-печать – это предпоследний этап процесса. Ей предшествовали достаточно сложные процессы сканирования, 3D-моделирования и проектирования этих элементов. Показать их на фото проблематично, но глядя на результат, Вы можете представить объем и сложность этих процессов.
В качестве «наполнения» новой консоли были приобретены элементы передней консоли Tesl-ы («бардачки» с закрывающейся верхней крышкой). Но найти их с сохранившимся карбоном и подстаканниками не получилось. То есть весь карбон на верхней части консоли изготовлен нами. Попробуйте отличить его от заводского (сверху в задней части передней консоли). То же относится и к «алюминиевым» кантикам на консоли.
Отдельным этапом было «облагораживание» багажника. Качество исполнения перегородки хорошо видно с салона. Добавьте к этому то, что «люк» в багажник из салона, находящийся между сидениями, оснащен электроприводом (плавно отъезжает в сторону, прячась в перегородке). Даже такая мелочь, как полка на полу багажника, закрывающая место крепления сидений, полностью соответствует по конструкции, прочности и легкости оригинальной полке, закрывающей «бардачок» в задней части пола. Сделано это в расчете на возможность реализации в дальнейшем еще органайзера и ярусности конструкции, как это задумано с оригинальной полкой. «Помучились» и с верхней полкой-крышкой. В Tesla Model X она не предусмотрена вообще. Но, если уже ставить то, не хуже, чем в Model S. Для обеспечения такой же прочности и легкости пришлось обращаться к очень новым материалам -таким как стекловолокно с полипропиленовыми сотами. Ну и конечно, все направляющие и механизмы крепления не должны уступать заводским. А это снова сканирование, 3D-моделирование, проектирование и 3D-печать.
Еще одним, незаметным с первого взгляда, но очень высоко оцененным Заказчиком, этапом была перестановка задних сидений. Их переместили ближе к середине всего на несколько сантиметров каждое. Но этого хватило, чтобы чувствовать себя пассажиру сзади намного комфортнее. Во-первых, он уже сидит прямо за передним пассажирским или водительским сидением, а не «прижимается» к дверке. Во-вторых, он уже может комфортно положить руки не только на консоль, но и на увеличенный нами подлокотник на карте двери (см. выше). Ну и в-третьих, разрекламированные продавцами «панорамные люки» (окна) сзади находятся прямо над головами пассажиров, а не сбоку. А для пассажиров с ростом метр восемьдесят и выше пропадает ощущение, что на повороте есть шанс удариться об панели потолка вокруг этого «люка». Понимаем, что первоначально в Tesl-е это было задумано для унификации 5-6-7-ми местного салона, но пассажиру от этого не легче. Но это «лирика», а на практике был огромный объем работы по переделке всех этих унифицированных конструкций в полу автомобиля для сохранения всех имеющихся регулировок и степеней движения сидений после перемещения.
На фото Вы видите это сидение непереставленным (на другом авто), а второе фото с результатом.
В заключение отметим, что напрашивающаяся замена сидений на комфортные сидения престижного седана (BMW, Mersedec) была отвергнута в связи с тем, что еще не научились «обманывать» Tesl-у, как это делается при установке таких сидений в других авто. Да и жертвовать тем впечатляющим процессом управления всем авто (включая сидения) с переднего «планшета» и телефона клиент не хотел (как и любой фанат Tesl-ы - см.вступление). Была попытка поставить назад передние сидения с Tesl-ы, но даже эту, на первый взгляд простую, процедуру «привязки» передних сидений «на зад» киевский сервис Tesl-ы сделать не смог (нюансы не знаем, поэтому обсуждать не будем).
А это видео об этом проекте (первые полторы минуты можно пропустить). Об его объективности говорит то, что название нашей фирмы в нем скромно умалчивают.